Боб Марли
Черное Солнце Рэгги
"Я родился от белого мужчины и черной женщины. Я не пою ни для черных ни для белых, я пою для Бога." Роберт Неста Марли родился 6 февраля 1945 года на северном побережье Ямайки. Его отец, британский офицер из Ливерпуля, оказался в этой стране во время Второй Мировой Войны. Плененный нетронутой красотой острова, он решил остаться здесь. Именно здесь он встретил свою будущую жену - Седеллу Букер, одну из самых красивых женщин острова, поэтессу и певицу госпел. Под надзором мамы и бабушки юный Боб жил в Кингстоне, столице, в жарком квартале Тренчтаун. В трущобах, резко контрастирующих с зелеными холмами богатых районов. Остров Солнца, получивший независимость в 1962, является и островом ужасных бесчинств: безработица, экономические трудности, коррупция и криминал. Бывшая британская колония, попав в руки плантаторов сахарного тростника и хозяев бокситных шахт, страна стала свидетелем страшных бунтов и частых забастовок. С 1946 года началось противостояние двух партий: Рабочая Партия Ямайки (РПЯ) и Народная Национальная Партия (ННП). Одним словом, правые консерваторы и левые прогрессивные. Покушения, потасовки и перестрелки - это практически гражданская война.
В гетто Кингстона
Подросток из Тренчтауна, Боб Марли должен был выживать в гетто, где жестокость полицейских, воровство и войны среди бандитских группировок являются ежедневными страхами. От нечего делать он начинает обучаться ремеслу сварщика. Но его энтузиазм находится в другом месте: приклеившись ухом к радиоприемнику, он лихорадочно ловит американские передачи, распространяющие волны ритм-энд-блюза в виде обрывков Рэя Чарлза, Фатса Домино и Чака Берри. В это время на острове музыка, исходящая от этой Троицы, стала поистине криком отчаяния в ритме, который заставляет кипеть кровь.
Эту страсть к музыке Марли разделял с юным щуплым пареньком, которого его друзья окрестили "Банни", как зайчонка. Это был Невилл О`Рили Ливингстон, будущий Банни Уэйлер. Эта парочка таскалась по улицам квартала, безобразничая, разделяя существование "плохих мальчиков", маргиналов и малолетних преступников, и, разинув рты, внимала звуку супер-систем на передвижных дискотеках, бороздивших остров.
Боб и "Wailers"
Решено: Марли станет музыкантом. Его первый диск "One Cup of Coffee" прошел абсолютно незамеченным. Также, как и два следующих, несмотря на поддержку Джимми Клиффа, большой
знаменитости Ямайки. Боб образовал квинтет со своим приятелем Банни, а также Питером Тошем по кличке "Бешеный", Джуниором Брэтуэйтом и певицей Беверли Келсо. Сначала они назывались "Wailing Wailers", "Wailing Rude Boys", "Wailing Soul", пока наконец не определились как просто "Wailers". Мы в 1964. "Wailers" утвердились. Снова став трио, группа провозгласила короткие волосы и темные узкие костюмы. Но на Ямайке успех не пришел. Бобу пришлось уехать в США вслед за своей матерью. Он работает на конвейере завода "Крайслер". Его дружки постоянно попадают в тюрьму, преследуемые полицейскими за истории с наркотиками. Вернувшись домой, Марли, в свою очередь, тоже попадает за решетку, проведя шесть месяцев в одиночной камере. И вдруг, в 1969, он знакомится с религией раста.
Раста против Запада
Весь мир знает образ рядового раста: длинные волосы, сжатые в тугие косички (дрэды), шапочка цвета флага Эфиопии: красный, желтый и зеленый, и вечный косяк марихуаны в руке. Но движение раста намного сложнее. Оно появилось в 20-е годы благодаря проповеднику Маркусу М. Гарви. Основатель ассоциации Всемирного Движения негров, Гарви проповедовал всемирное братство черной расы, деколонизацию Африки, воссоединение 400 миллионов черных Африканского континента. Вместе с Эфиопией, землей обетованной, древней тысячелетней империей, которая так и не покорилась европейцам.
В 1914 Гарви заявил: "Если король взойдет на престол, он станет Спасителем". Пятнадцатью годами позже Хайле Селассие Первый стал императором Эфиопии. Пророчество Гарви сбылось. С этих пор для раста Хайле Селассие, Король Королей, - живой бог. Его смерть в 1975 не тронула никого в мире. Бог не может умереть: Джа - жив.
Раста находятся в противоборстве с Западом, миром белых, который они называют Вавилон. Рэгги - это духовная музыка. "Лучшая песня рэгги - та, в которой заложен хороший смысл, говорил Боб Марли. Раста - это христианство, это жизнь, начиная с истоков человечества. Рэгги - это музыка, которую играют для всех людей, среди которых только немногие говорят правильные вещи."
Приняв стиль жизни и философию раста, став ее глашатаем, Боб Марли и "Wailers" перестали быть просто музыкантами. Удивительно, но именно белый человек принес им коммерческий успех. Крис Блэкуэлл, сын богатого плантатора, великий открыватель талантов среди рок-музыкантов, предвидел ту огромную выгоду, которую можно было выжать из этой нетронутой целины. Достаточно сделать технически качественную запись. Так родился первый альбом в истории рэгги "Catch a Fire".
Всеобщий гуру
И волна обрушилась на мир. Боб в - ней первый чемпион. Его песни - разноцветный коктейль благородных проповедей, боевых песнопений, и воинственных заклинаний. Вот Марли и поднялся до всеобщего гуру и духовного наставника.
Ночь.
Машина останавливается возле виллы. Семь вооруженных людей врываются в дом. Боб Марли заканчивает ужинать в компании жены, менеджера и нескольких друзей. Бандиты обстреливают комнату и скрываются. Боб ранен в руку и в области сердца. Его гости также ранены. Сегодня 3 декабря 1976 года. Через два дня Марли должен давать концерт в поддержку ННП. Предвыборная кампания на острове идет полным ходом. Она приносит сотни жертв в условиях чрезвычайного положения, установленного Майклом Мэнли, главой правительства, про-кубинским социалистом. Результат сорока лет практически вооруженного противостояния двух партий.
Интернациональная звезда
Находясь у власти с 1972 года, Мэнли и ННП пытаются проводить социальную политику к несчастью США и противоборствующей партии, РПЯ, возглавляемой Эдвардом Сига, про-американским консерватором. Сегодня Боб - их жертва. Он даст все же свой концерт, перед тем как укрыться во Флориде вместе с семьей.
В течение 1976 и 1978 Марли бороздит с концертами Европу и Америку. Впервые музыка страны третьего мира стала популярной на всей планете. И Боб Марли - главный ответственный. Его диски регулярно следуют один за другим. Его музыка улучшается и обогащается за счет технических средств Запада, но она ничего не теряет по силе своих корней. Черный принц стал звездой международного класса, не отказавшись от своих идеалов. Победил и покорил Вавилон...
Марли - музыкант мира, Марли - духовный наставник, Марли - объединитель...
В 1978 ему удалось на время примирить двух вечных врагов - Мэнли и Сига. За год до смерти он осуществил свою мечту: петь для Африки, в Зимбабве, который праздновал свою недавнюю независимость.
Неизгладимый след
11 мая 1981 Боб Марли был помещен в клинику Майами, за несколько километров от родного острова, с опухолью мозга. Ямайка устроила национальные похороны своему герою. Но Марли ушел, и страна опять вернулась к своим гражданским войнам и перестрелкам...
Однако, маленький человек с длинными косичками оставил неизгладимый след в сознании людей. Его песни были услышаны. Для запада он остался уникальным музыкантом. Для Африки - вечным воспоминанием о человеке, который подарил надежду. "Жизнь - это Божий дар, говорил он. Те, кто увидел Бога не могут умереть."
Филипп Барбо
Перевод с французского - "Странные дни".
Движение РАСТАФАРИ - что это такое
Движение Растафари, или афро-американская версия исхода
Статья типа Игоря Драги (игра слов прям-таки),
передранная со статьи Н. Сосновского
Трудно однозначно определить, чем является движение растафари: маргинальным профанированным иудаизмом, мессианской сектой, народно-религиозным движением, синкретическим культом, суррогатом панафриканской идеологии, движением за культурную самобытность, политическим антирасистским движением, трущобной субкультурой люмпенства или молодежной модой. За 70 лет растафарианство прошло через удивительные метаморфозы. В нем отразилась история африканской диаспоры, религиозные ереси, проблемы духовной деколонизации и рок-музыка. Черные рабы часто ощущали свое сходство с обращенными в рабство древними евреями. Hекоторые довели эту мысль до ее логического завершения, объявив себя настоящими евреями. Приверженцы этой идеи жили в США еще во времена рабовладения. Весть о том, что в Эфиопии существует иудейское меньшинство фалаши, безусловно, повлияла на рост "черного иудаизма" в конце XIX века.
Движение растафари, распространившееся сегодня практически по всему миру, зародилось среди чернокожего населения Ямайки в начале XX века. Это движение, объединяющее многочисленные группировки, крайне неоднородно, поэтому довольно трудно определить, является ли оно политическим или религиозным. Впрочем, сами расты (как называют приверженцев растафари) оценивают, скорее, положительно разнообразие идей внутри движения. Для них растафари - это не религия, не философия, не организация, а "тотальность всего жизненного опыта", активная попытка воплотить в жизнь волю Джа (так расты называют Г-спода).
Вдохновителем этого движения был Маркус Гарви, один из самых выдающихся негритянских лидеров, выступавших за возвращение чернокожих США и Карибских островов в Африку, на историческую родину. Личность Гарви, родившегося в 1887 году в небольшом селении на Ямайке, приобрела мессианское значение для его земляков и собратьев. В 1914 году Гарви создает Всемирную организацию за улучшение положения чернокожего населения. Первоначально его деятельность встретила сопротивление со стороны официальных колониальных властей, да и пребывавшее в апатии после неудачного восстания чернокожее население также отнеслось без особого энтузиазма к идее Гарви создать всемирное братство всего негритянского населения Земли. Понимая, что на Ямайке ему не удастся осуществить свою мечту, Гарви уезжает в 1916 году в США.
Будучи сам чернокожим католиком, он выдвинул оригинальную идею, объявив Христа, Адама и вообще всех чернокожих - "черными израильтянами", а Эфиопию - "истинным Сионом". Именно эта идея и вдохновляла последователей Гарви. Кроме того, он предсказал появление в Африке могущественного короля, способного принести свободу всем чернокожим. Свое пророчество Гарви обосновывал словами псалма: "Придут вельможи из Египта; Эфиопия прострет руки свои к Б-гу" (Пс. 68:31). Таким королем был объявлен Рас (то есть "принц, князь") Тафари Мэкконнен, взошедший на престол в Эфиопии в 1930 году. Поэтому этот год и считается годом оформления движения растафари (отсюда и его название). Считалось, что в Эфиопии был коронован не просто еще один монарх. Hа эфиопский престол взошел Его Императорское Величество Хайле Селассие I, Царь Царей, Господь Господствующих, Лев из Дома Иудина, Избранник Божий, Светоч Мира, Царь Сиона. Было вычислено, что новый монарх является 225-м правителем в династии Царя Соломона. Расты восприняли Хайле Селассие не только как чернокожего мессию и борца за справедливость, но и как живого Бога - Джа. Теперь для негритянского населения Ямайки Эфиопия была тем, чем Иерусалим является для евреев. А в императоре Эфиопии расты усматривали провозвестника предсказанной репатриации чернокожих на родину, в Землю Обетованную (Иезек. 37, Исайя 43, Иеремия 23, 33). Позже расты часто вспоминали, что Гарви, уезжая в США, в своей прощальной речи (задолго до коронации Хайле Селассие) сказал: "Устремите свои взоры на Африку, коронующую чернокожего короля; он будет Спасителем". В 1930 году положение негритянского населения Ямайки было отчаянным. Это создавало благоприятную почву для распространения учения Гарви. Хайле Селассие получил божественный статус. Бог Эфиопии, о котором говорил Гарви, появился во плоти, и теперь каждый, кто жаждал спасения, мог получить его от самого могущественного правителя мира, перед которым преклоняют свои колени все короли. Чернокожим во всем мире было достаточно лишь призвать его имя, и "лев от колена Иудина" сможет разорвать все цепи.
Первоначально лидеры движения ограничивались проповедью этой благой вести. Вскоре, однако, движение растафари начало принимать такой размах, что колониальные власти всполошились. Период с 1930 по 1933 год можно назвать инкубационным периодом движения в трущобах Кингстона. В это время одну из крупнейших группировок возглавлял Леонард Хауэлл, много поездивший по свету, участвовавший в войне в Гане и знавший несколько африканских языков. Хауэлл в немалой степени способствовал радикализации растафари. В декабре 1933 года он сформулировал свои
знаменитые шесть принципов, долгое время остававшихся в силе: 1) ненависть к белой расе; 2) абсолютное превосходство черной расы; 3) месть белым за их злодеяния; 4) непризнание правительства и официальных властей Ямайки и борьба с ними; 5) подготовка к возвращению в Африку; 6) признание Хайле Селассие высшим существом и единственным правителем чернокожих.
Через несколько недель после провозглашения этих принципов Хауэлл был арестован и приговорен к двум годам тюрьмы. После выхода из тюрьмы он вместе со своими последователями поселился в горах, реквизировав небольшой клочок земли в труднодоступной местности примерно в 20 милях от Кингстона. Растафарийское мини-государство было названо Пиннакль (т.е. "вершина"). Община была организована в соответствии с "африканским стилем", как это представлял себе Хауэлл: он был вождем и, говорят, имел 13 жен. Община просуществовала, подвергаясь время от времени налетам полиции, до 1960 года. В конце концов, она была разрушена. Последователи Старца Хауэлла переселились в трущобы Кингстона, и таким образом крестьянское сельское сепаратистское движение внедрилось в столичные гетто. Расты создали целый комплекс собственных мифов и ритуалов. Выдвинутые Хауэллом шесть "основ веры" были переосмыслены и модифицированы. Следующие положения вероучения растафари признаются всеми группировками:
- запрещено осквернять облик человека надрезами, бритьем, татуировками, уродованием тела;
- необходимо соблюдать вегетарианство, хотя иногда разрешается есть мясо, кроме свинины, моллюсков и др.;
- следует поклоняться лишь Растафари и никаким другим богам, объявив вне закона все формы язычества, хотя и относиться с уважением ко всем верующим;
- любить и уважать человеческое братство, хотя в первую очередь любить сынов Хама;
- отвергать ненависть, ревность, зависть, обман, вероломство, предательство;
- не принимать ни наслаждений, предоставляемых Вавилоном, ни его пороков;
- раста призваны создать в мире порядок, основанный на братстве;
- раста придерживаются древних законов Эфиопии.
Вышеизложенное - отрывок из "Книги Бытия", открывающей "Полную Библию растафари", выпущенную в Великобритании в 1982 году. Расты уверены, что белые проповедники исказили суть учений, изложенных в Библии. Поэтому были предприняты попытки "реставрировать" текст Библии. В результате, появилась "Холи (святая) Пиби" - оккультная Библия, якобы переведенная с амхарского языка. В ней излагается история Вавилонского пленения, то есть рабства чернокожих в странах Запада, и предрекается разрушение "белого Вавилона" и возвращение "чернокожих израильтян" в Африку, истинный Сион. "Холи Пиби" признается растами в качестве источника литургических текстов. У растов нет специальных молитвенных домов. Однако собрания они проводят довольно часто. Классические расты устраивают богословские споры, молитвенные встречи в духе Талмуда с целью обрести Истину. Расты считают, что Истина не может быть познана лишь с помощью человеческих усилий. Сверхпонимание может прийти только при помощи Бога - Джа, связь с которым есть у каждого человека. Мистический опыт растов подчеркивает важность непосредственного контакта с Джа. Единство с Богом осуществляется в процессе самораскрытия, чаще всего через покаяние. Мистическое единство с Богом, к которому стремятся расты, они выражают оборотом "Я и Я", что означает "Я в присутствии Бога". При созерцании Джа все действия становятся равнозначными, поэтому для поклонения не существует каких-либо специально установленных времени и места. Hекоторые общины растов разделены по половому признаку и напоминают монастыри. Однако большинство растов живет обычной жизнью, не удаляясь от общества. Ортодоксальные расты являются строгими вегетарианцами, отказываются даже от рыбы. Употреблять в пищу допускается только рыбу не длиннее 25 сантиметров, поскольку рыба больших размеров считается "пищей Вавилона", то есть общества белых, где люди "поедают" друг друга. Кроме того, настоящие расты не потребляют алкоголь, не пьют молоко и кофе. В качестве напитков они используют чаи из различных трав и кореньев.
Вопреки широко распространенному мнению, что все расты курят марихуану, в ортодоксальных общинах растов ее вообще не употребляют. Это ложное впечатление сложилось в результате того, что в колониальные времена курить запрещенную марихуану, которую на Ямайке называют "ганджа", считалось своего рода протестом. В некоторых общинах допустимо контролируемое использование "травы мудрости" с целью достижения определенных медитативных состояний и как акт "ублажения Бога благовониями". Для растамана "травка" - предмет религиозного поклонения. Со ссылкой на Писание (Быт. 1:12; 3:18; Исход 10:12; Пс.104:14) под ней понимается любое упоминание флоры в священных текстах. Многие расты не преминут напомнить, что, согласно преданию, первым растением, выросшим на могиле царя Соломона, мудрейшего человека на земле, была именно конопля, "трава мудрости".
Сегодня движение растафари, росту популярности которого в немалой степени способствовали музыка рэгги и особенно Боб Марли, в целом, занимает пацифистские позиции. Hе случайно Католическая комиссия по расовому правосудию рекомендовала всем католическим церквам и светским организациям "признать движение растафари полноценной религией", относиться с уважением к растам и оказывать им всяческую поддержку. А вот об отношении к растафарианству представителей "классического" иудаизма мало что известно. В любом случае евреям, хранящим память о многовековых преследованиях и гонениях, должны быть понятны и близки психологические мотивы появления столь оригинальной и в то же время столь древней концепции Исхода и обретения собственной идентичности.
Краткий Словарь
Jah = Бог
Джа - одно из имен ветхозаветного Господа Бога. В английском переводе Библии известном как "Библия Джеймса I" сказано: "Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Джа [Господь], и радуйтесь пред лицем Его." (Псалтирь. Глава 67. Стих 5)
Rastafari = Растафарай
Растафарианцы (или просто раста) утверждают, что они, как и вообще все африканцы Нового Света, находятся в изгнании в "Вавилоне" (Вавилон - библейский символ греха и неправды). Подобно ветхозаветным евреям, всем африканцем суждено вернуться на землю обетованную, в утерянный рай, в истинный Сион - Африку. Истоки философии растафарианства следует искать в общинах беглых рабов - "марунов", а также в идеях африканского Возрождения, проповедовавшихся некоторыми сектарными церквями. Можно смело сказать, что идея репатриации, являющаяся одним из основополагающих постулатов растафарианской веры, существует вот уже 400 лет, однако датой рождения растафарианства как движения следует считать 1930 год, когда по мнению многих сбылось предсказание ямайкского чернокожего политического деятеля Маркуса Мосайа Гарви указывавшего на Восток, на Африку откуда следовало ожидать пришествия Царя-правоборца Льва от колена Иудина, которому суждено принести долгожданное освобождение всем страдающим под игом Вавилона африканцам и вернуть их на родину. В том году на престол Эфиопии взошел принц Рас Тафарай Маконнен (Ras Tafari Makonnen) - прямой потомок Царя Соломона от Царицы Савской, ставший после коронации Его Императорским Величеством Хайле Селассие I (в переводе с амхарского: "Сила Святой Троицы"). Отсюда часто употребляемое растафарианцами сокращение: H.I.M. = His Imperial Majesty = Его Императорское Величество. Подробнее об истории и предпосылках растафарианства читайте в очерке "История растафарианства".
С тех пор как в 70-х годах растафарианство как религия и мировозрение получило огласку благодаря популярности музыки реггей, эта своеобразная культура стала родной для очень многих людей во всем мире. Надо сказать, что возник стиль жизни, который порою лишь поверхностно связан с религией и культурой его породившей. Тем не менее, если рассматривать растафарианство как путь к живому Богу в себе, к своим духовным корням и к свободе от пут и уловок вавилона, а именно таким его видят все без исключения раста, то можно с удивлением и радостью отметить, что светлая идея (то есть айдея), выпестованная в одной из отсталых и нищих стран Третьего Мира, озарила путь столь многим людям и наполнила их жизнь смыслом, содержанием и надеждой.
Lion of Judah Lion of the Tribe of Judah = Лев от колена Иудина
В Библии лев - это символ силы и могущества. Ветхозаветные герои Иуда, Гэд, Дан, Саул, Ионафан, и даже сам Господь сравниваются со львом.
В Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсис). (5:5) читаем:
"И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее."
H.I.M. Haile Selassie I родился 23 июля 1892 года - в первый день астрологического знака Льва. Внимательно узучившие Святое Писание растафарианцы, по им ведомым знакам признали в нем предсказанного Спасителя из дома Давидова, обещанного Мессию от колена Иудина, божественного по своей сути и призваного вернуть всех в Африку.
Ithiopia (Ethiopia)
В первых же главах Ветхого Завета мы находим упоминание об Эфиопии. Одна из рек, орошавших рай, протекала по земле Куш: "Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш" [Бытие 2:13]. Африканцы рассуждали так: это означает, что Эфиопия была частью Райского Сада, а сами они отнюдь не дикари, которых якобы облагодетельствовали цивилизованные европейцы, а наследники ветхозаветной традиции. В Книге пророка Амоса [9:7] читаем: "Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь."
Другие источники свидетельствовали о том же. Греки считали что "Эфиопия - приятная богам земля", а сами эфиопы - "безупречная раса", кроме того имелись свидетельства тому, что цивилизация в ходе развития прошла по пути из верховьев Нила в Египет, из Египта - в Грецию, и оттуда - в Рим.
В 1896 году эфиопские войска во главе с Императоратором Менеликом II и Императрицей Taityu наголову разбили итальянских агрессоров в битве при Адова. Эта победа имеет огромное значение для всех африканцев. Эфиопия - единственная африканская страна, не попавшая под пяту колониализма.
Эфиопия (Абиссиния) и Эритрея приняли христианство еще в четвертом веке. Исламская империя отрезала Эфиопию от христианского мира и Эфиопская православная (orthodox) церковь ныне являет собой уникальный образец неевропеизированного (я бы даже осмелился сказать "незававилоненного") и тем более не имеющего ничего общего с колониализмом христианства. Влияние эфиопской иконописи очень сильно на растафарианских художников (см. обложку альбома Боба Марли "Confrontation". Незадолго до своей смерти Боб Марли принял крещение в Эфиопской православной церкви. Читайте очерк "История Растафарианства" с точки зрения эфиопского православия.
Амхарский язык. Растафарианцы утверждают, что одним из первых языков Библии был амхарский, а переводы Святого Писания на европейские языки делались с намерением исключить упоминания об африканцах из Книги.
Repatriation = Репатриация
Возвращение африканцев со всего Нового Света домой, в Африку вообще, и в частности в Эфиопию. Имеется в виду также, что после падения неоколониализма этот процесс затронет все расы и все мы вернемся домой.
Dread = Дред
Dread (прил.) означает страшный, ужасный; (гл.) страшиться. Dreadlocks можно перевести как "ужасающие локоны". Дредлокс являются видимым свидетельством завета (договора), существующего между раста и Джа. Такое понимание восходит к предписаниям Обета назорейства (Nazareth oath). [Библейские цитаты] Назорей означает "отделившийся" (иврит), а раста таковыми и являются - расставшимися с пристрастием к крысиным бегам вавилона, посвятившими себя Богу. В библейские времена назореи отличались от своих соотечественников высокими духовными качествами и неприятием скверны. Как и назореев, растафарианцев узнают по копне волос. Поэтому раста говорят о завете (covenant), имея в виду свои dreadlocks.
Можно рассуждать иначе: dread означает "убоявшийся Бога" [читайте об этом].
В растафарианстве существует много разночтений и течений, и не все придерживаются того мнения, что "львиная грива" является обязательным для растафарианца. Принявшим крещение у Эфиопской православной церкви растафарианцам в 1976 году было вменено постричься как полагает.
"Дредлокс" не нуждаются в какой-либо завивке или химической обработке (это было бы профанацией), а естественным образом сваливаются и принимают такой вид если волосы у человека достаточно вьющиеся по своей природе. А
природа такова, что из всех людей, только у африканцев волосы имеют это характерное свойство. Поэтому дредлокс, являясь предметом расовой гордости и достоинства, помогают раста утвердиться в непоколебимом намерении обрести связь со своими духовными корнями, дают ему силу золотогривого льва побеждающего сонмы врагов.
У многих культур аскеты отпускают длинные волосы, разве что не у всех они становятся такими устрашающими! Раста бережно относится к дредлокс, держат их в чистоте, в общественных местах прикрывая или же связывая их сзади. Дредлокс - антены, приемники естественного мистического чувства вызывающего у раста восторг и трепет перед тайной и грандиозным замыслом Творца.
NIAHBINGI / NYABINGHI / NIYABINGHI / IYABINGHI
Собрания растафарианцев имеющие целью совместными усилиями духа приблизить падение Вавилона и освобождение африканцев. Окончательному освобождению будет предшествовать, грядущая в конце времен решающая битва между добром и злом - Армагедон, после чего для человечества наступит Золотой Век - царство мира и справедливости. Собрания Ньябинги созываются в дни памятных дат истории Растафарай, а также в особых случаях по просьбе братии. На собраниях Ньябинги всегда горит костер, символизирующий огненный столп, указывавший путь израильтянам в их странствиях по пустыне (после Исхода), звучат
знаменитые "барабаны Ньябинги", имеют место общинные раскуривания "травой мудрости" - ганджей.
"Ньябинги" происходит от имени угандийской принцессы (царицы), убиенной колониалистами. Африканцы в Уганде, Конго, Эфиопии и на Ямайке основали Орден Ньябинги с целью низвержения колониализма, приняв верховенство над орденом Императора Хайле Селассие I. Другое распространенное толкование слова - "Смерть черным и белым угнетателям!" - так называли себя восточно-африканские воины, оказавшие достойное сопротивление колониалистам.
THE TWELVE TRIBES OF ISRAEL
Преимущественно молодежная организация (секта), во главе которой стоит Brother Gad. Это самая многочисленная растафарианская организация, которая может гордиться своей дисциплиной и порядком. Для молодого поколения организация является таким же авторитетом каким для старшего является Niabinghi Theocracy. Очень многие современные звезды реггей являются членами организации
ISRAEL / ISREAL
Теократия Ньябинги утверждает, что только растафарианский орден Ньябинги происходит от к колена Иудина (из которого выйдет Спаситель), а все остальные африканцы, не являющиеся растафарианцами, относятся к другим 11-ти коленам израилевым. Таким образом ISRAEL обозначает африканцев, которые не являются раста.
Maroons = маруны
В 1655 году Ямайка перешла от испанцев к англичанам. Перед лицом поражения испанцы отпустили на свободу завезенных ими из Африки рабов, которые ушли на запад и скрылись в труднодоступной горной части острова, так называемой Cockpit Country. Все попытки англичан заново их поработить оказались бесплодными. Маруны (от исп. cimarron - дикий, необузданный) оказались исключительно дерзкими и храбрыми воинами и не переставали досаждать англичанам своими партизанскими вылазками. В конце концов, в 1738 году стороны достигли соглашения, по которому за марунами оставались их земли и свобода. Такой беспрецендентной автономии в Новом Свете не было известно еще сто лет после этого. Правда по тому же соглашению маруны обязались помогать англичанам подавлять восстания рабов на острове (а таковых было много), однако даже с их помощью англичанам не удалось отбить вкус к свободе у африканцев из воинственного племени Кроманти (Cromanty), чье восстание под предводительством Tackey и Cudjoe стало одним из самых кровавых в истории. В итогне маруны многое переняли у Кроманти в том числе и их диалект, который стал их тайным языком.
Jamaica = Ямайка
Ямайка - государство-остров Карибского моря. Шамаика (Zamayca или Xamayaca) "Земля Источников" так называли остров его исконные жители, индейцы Аравак, которых сгноили европейцы, а вместо них для работы на плантациях завезли из Африки негров-рабов.
Jamaica is an islan' but it is not I lan' (непереводимая изящная игра слов: "Ямайка - остров, но не наша земля") - говорит "бобо дред" Джо Раглас.
King James Version (Библия Джеймса I)
Была издана в 1611 году по указанию короля Англии Джеймса I. Переводчики имели целью максимально приблизить текст к оригиналам (на иврите и греческому). Именно этот перевод Святого Писания оказался на Ямайке в руках у чернокожих рабов, а искали они в Библии ответы на вечные вопросы: "Кто мы? Откуда и куда идем?"
Zion = Сион
Это рай на земле. Это наша родина - Африка %:-)
Babylon (babilan) = Вавилон
Это ад на земле. Это Антарктида (:-(
Italk, Iyaric
Растафарианцы говорят на жизнеутверждающем осмысленном языке, призванном преодолеть "противодуховность" путей вавилона. Язык этот сложился на основе афро-ямайского говора, языка Библии, и старо-английского, но главной его особенностью являются слова, придуманные растафарианцами и намерение их создавшее.
I and I (я да я) - самое характерное из таких слов. Это местоимение заменяет me (я, мне, меня), которое растафарианцы считают исключающим и холопским, а также местоимения you, them, we, каждое из которых отделяет объект от субъекта. I&I имеет целью выразить присутствие Бога и Его единение с каждым человеком, а также напомнить об общности всего человеческого опыта. Местоимение I (я) указывает на Бога в человеке (I-Jah-Man) и поэтому растафарианцы так активно используют I в словообразовании и переиначивании английских слов в целях утверждения жизнетворности и духовности своего мироощущения, и тогда вместо ancient говорится Icient , vital - Ital, power - Iower, equality - Iquality, creation или vibration - Iration, Irie и т.д. Язык растафарианцев называется I-Man-Talk, I-Talk, I-Language, Dread-talk, а также порой - Word, Sound и Iwa. Другие созданные растафарианцами слова: deaders , downpressor, politricks выражают суть того что их окружает. Они не дают вавилону усыпить раста, и заставить принять свои лукавые пути как данность.
Выражая благодарность Джа и трепет перед грандиозностью Его творения, раста может закончить предложение словами: "Give Thanks!" ("Воздай хвалу!"). Раста не заговорит на Italk с незнакомым человеком если сперва не почувствует с его стороны хорошего, позитивного настроя (vibrations). Italk предназначен для беседы "по душам", в особенности для продолжительных общинных "разумений" (reasonings), когда происходит свободный обмен идей в попытке разуметь волю Господа. Раста борятся со стереотипами языка, которые навязаны стереотипами сознания, они стараются найти новый, сострадательный и объединяющий людей способ передачи чувств и описания событий и надо сказать им это удается. Для раста, слова обладают скрытой силой способной исцелять и убивать, поэтому ими следует пользоваться разумно. "Wordsound have power" (Словозвучие - Сила)
Ямайский разговорный диалект вобрал в себя множество созданных раста слов.
Мы подготовили для русского пользователя Словарь Раста-ямайского говора.
Ital food = З3.14доров-ай-я пища
Ital food (vital food) - з3.14доровая пища, потребляемая растафарианцами. Эта вегетарианская диета основана на ветхозаветных предписаниях (см. Левит гл. 11). Из отечественных продуктов рекомендуем, в первую очередь сыр "Айдыгейский". Можно сделать прекрасный салат из этого сыра, баночной или мороженной "fi-I-соли", растительного масла и специй по вкусу. Дешево и солидно.
Ganja = конопля, марихуана, анаша
На Ямайке ганджу-коноплю-марихуану называют травой мудрости. Предание гласит, что она вырасла на могиле царя Соломона, а царь этот прослыл мудрейшим из мудрых. Ямайкцы говорят, что ганджа - это "оз3.14доровление нации" (the healing of the nation). Ганджа расширяет сознание и усиливает мистическое и творческое переживание.
см. Библейские цитаты
О безвредности и терапевтической ценности этого растения написаны тома. Однако Вавилон имеет свои веские причины для продолжения фарса с запретом на выращивание и потребление конопли и предстоит еще долгая борьба за изменение существующих законов.
Очень важно иметь хорошее руководство по выращиванию конопли. Надеюсь, что скоро в русской Сети появятся ценные материалы и публикации этого плана. А пока рекомендую посетить русскую страничку Legalize Marijuana!!!
Legalize = Лигалайз
Это требование вернуть законность выращиванию и потреблению конопли. В Сети есть множество публикаций указующих на то, что "король-то - голый!" Если будет на то воля Джа, в русском интернете скоро появятся переводы ценных работ этого плана.
Сколько молодых искателей-мудрости сгноили в страшных советских тюрьмах! О Джа! Вот он лицемерный babilan, делающий упор на борьбу с наркотиками и преступностью, в то время как алкогольные напитки и табак широко рекламируются, а в аптеках столько всего "полезного"!
Раста говорим:
"Сделайте законным выращивание и потребление конопли!
Мы не хотим покупать траву у бандитов - она впитывает их мерзостный настрой.
Прекратите наконец этот фарс!"
И еще. Выращивая коноплю, мы наконец сможем защитить свои огороды от прожорливого полосатого колорадского жука. Читайте об этом здесь.
Roots = корни, истоки
# В зависимости от контекста означает: корни растафарианства, тогда имеется в виду африканская культура, что в свою очередь включает в себя широкий спектр ее проявлений на самом континенте и в диаспоре (рассеянии), если имеет место быть африканское и/или раста сознание;
# уважительная/одобрительная характеристика человека, придерживающегося раста-мировозрения (Roots Man, Roots Sister);
# музыка реггей, когда она придерживается исконных путей построения композиции на прочном фундаменте основных ее компонентов - большом барабане и басс-гитаре.
Reggae = Реггей
Африканские музыкальные ритмы были завезены в Вест-Индию вместе с их исполнителями - чернокожими рабами. Обретая свободу бегством и собираясь в общины, бывшие рабы черпали силу в исполнении своих традиционных ритмов, в песнях и в танце.
Музыка реггей родилась на Ямайке в начале 60-х годов, ее истоки-притоки многочисленны: ska, rock-steady, calypso (музыка Тринидад и Тобаго), zouk (музыка Антильских островов), soul и, конечно же джаз.
В середине нашего века карибские музыкальные стили ska и calypso стали модными в среде британских колонистов на Ямайке, распространились по всему Новому Свету и стали популярны среди европейцев. На Ямайке в это время происходили бурные социально-политические события, и пришло время музыке отразить социальный контекст. Чернокожим ямайкцам нужно было такое звучание, которое бы передавало исключительно их настроение и отношение к происходящему в их жизни. Новая музыка прозвучала с "безработной улицы". Это было замедленное сочетание ska и rock-steady c усиленной басовой линией. Центрами общения молодежи
обоих полов была "дискотека" - dance hall или dances и всякого рода "напряги" в многолюдной городской туссовке люмпенов постоянно имели место на "танцах" . Тогда, в одной из первых песен Боба Марли "грубиянам" (rude boys) предлагалось "поостыть" - песни приобрели социальную осмысленность.
Приезд в 1966 на Ямайку году Его Императорского Величества Хайле Селассие I вызвал необычайный духовный подъем у большинства ямайкцев. Для растафарианцев это стало событием айсключительной важности. Его именем и верой в Господа айсенено все самое лучшее в реггей. Когда на хорошую танцевальную музыку легли душевные слова, родились гимны.
Боб Марли, Питер Тош и Бани Уэйлер - революционеры с гитарами, их призыв - восстание духа, через осознание Его реальности, а также через намерение сбросить оковы рабской привычки следовать путям вавилона. Их глобальное послание всем угнетенным нашло глобальный же отклик: "Вставай! Восстань! Восстань за свои права!"
Ясно, что получив возможность записывать и издавать собственную музыку, африканцы обратились к своей традиции и обнаружили там звучание, которое так и называется: "рутс" и выдали "на гора" музыкальную продукцию под общим названием: "реггей". Надо сказать, что движение "Растафарай" развивается независимо от реггей, но очень многие музыканты воздают в своих песнях хвалу Вседержителю.
Dub = Даб
Афро-карибская психоделическая музыка основанная на принципе звукового вычитания. В дабе выступают на первый план басс и ударные, вокал редок, другие инструменты драматично врываются в композицию и пропадают, звуковые эффекты добавляются по вкусу и неожиданно. Ранние исполнители реггей, такие как U-Roy, Jimmy Cliff, Lee "Scratch" Perry, Joe Hibbs
На ямайкских сорокопятках в стиле rock-steady на стороне "B" часто печатались инструментальные "версии" (versions), "дубли" (doubles) тех же самых композиций, без вокала (voice dubbed out). В остальном версия "B" была идентична "А". "Дубли" делались с целью проверки уровней звука в процессе изготовления "мастера" пластинки, а потом вошли в моду как самостоятельный стиль и стали тонко цениться сами по себе.
К 70-м годам "даб-версии" Lee "Scratch" Perry, Joe Gibbs, Bunny Lee и других стали очень популярны на Ямайке. King Tubby поставил даб на качественно более высокий технический уровень. В наши дни Adrian Sherwood, Mad Professor и Jah Shaka являются признанными исполнителями даба, а все приемы и наработки ямайкских пионеров были унаследованы DJ-ми различных направлений музыки "техно": house, jungle, ambient.
Sound System
Sound Sistem - это множество колонок, усилителей и вертушки. "Саунд-системы" разьезжали на грузовиках по острову, стараясь в условиях жесткой конкуренции угодить молодежи модным "горячим" ритмом. Во многом благодаря их одержимости и появилась на острове музыкальная индустрия, которая затем выросла в важную статью дохода государства и дала Ямайке славу "самого громкого в мире острова".
SKA = СКА
В ямайкском фольклоре есть такой ритм: mento . Это ген, который заложен во все ямайкские ритмы и до начала 40-х годов на нем была основана вся ямайкская музыка. С появлением радио, ямайкцы стали заядлыми слушателями некоторых радиостанций, передававших из США джазовую музыку. То, что им нравилось они обрабатывали на свой манер. В то время вошел в моду swing и возникло немыслемое количество групп игравших на танцах и аккомпанировавших фильмам немого
кино в этом стиле.
В 50-х годах, когда Ямайка вот-вот должна была обрести независимость от британской короны, многим хотелось услышать и потанцевать под "родную" музыку. Ямайкский музыкальный продюссер Clement "Coxsone" Dodd занялся этим вплотную. Ходит много версий появления SKA и объяснений происхождения этого звучного названия. Наиболее убедительным мне кажется следующее: название это звукоподражательное, так звучит гитара, играющая синкопы на заднем плане. В 1962 году Cecil Bustamante Campbell (Prince Buster) попросил своего гитариста усилить afterbeat вместо downbeat [кто бы мне посоветовал как это правильно назвать по-русски]. Это можно считать началом, хотя элементы этого стиля можно найти и в записях 50-х годов. Типичное звучание SKA - это акцентируемые барабанами 2-я и 4-я доли и "прогуливающаяся" бас-гитара. Окончательно оформили ska как отдельный стиль такие музыканты, как Coxsone, Prince Buster, Clue J, Duke Reid и другие. Когда духовые инструменты слились с ударными в свободной по форме, бунтарской, сладкозвучной музыке родился первый исконно ямайский популярный стиль.
В 1964 году на международной выставки в Нью-Йорке, SKA была заявлена в качестве ямайкского национального танца. В Великобритании ska стала известна, сначала как "ямайкский блюз", а затем музыкальное издательство "Blue Beat" дало еще одно название этой музыке: 'blue beat'. Вскоре SKA сталa очень популярной у британских "модов", что привело к прочной ассоциативной связи между мотороллерами, узкобортными шляпами (trilby) и ямайкской музыкой, вобравшей в себя элементы ямайкского музыкального наследия: mento, call and response, revival, poco и другие.
Только на второй волне популярности SKA, когда Jerry Dammers основал лэйбл '2-Tone Records', у поклонников этой музыки появился 2-х цветный имидж ("шахматная доска"). К тому времени, как эта музыка вошла в моду у британских бритоголовых, на Ямайке она уже уступила по популярности rock-steady и reggae.
Здесь нельзя не упомянуть про ямайкских "грубиянов" или "rude boys". В 60-е годы, в трущебы Кингстона прибыло множество молодых парней, в поисках работы, которой не было и не предвиделось. Вокруг царил оптимизм Hезависимости и SKA. Чувствуя себя обделенными, эти ребята выработали некий поведенческий шаблон или коллективный образ "грубияна" (rude boy). Бытность "rude" была их попыткой самоутверждения в обществе, которое не находило им никакой надобности. Эти бритоголовые агрессивно настроенные молодые люди возможно были прообразом британских "с
кинов". Rude boys танцевали по-особому - медленнее, с угрозой ... SKA менялась в угоду их настроению - басовая линия обретала напряженность, в сравнении с более раннимм "прогулочным" стилем игры на басе и вскоре на танцах стал править новый стиль: Rock Steady.
Rock Steady
Rock Steady
В Rock Steady барабаны менее выпуклы, бас-гитара акцентирует 1-ю и 3-ю доли, а гитара "вякает" на 2-й и 4-й доле. С уменьшением роли духовых у вокала появилось больше простора. Rock Steady идеально подходит для романтического группового вокала.
Вот что рассказал Боб Марли в интервью американскому журналисту о наступлении Rock Steady: "Те, кто контролировал музыкальный бизнес обокрали заслуженных музыкантов. Те расстроились и перестали играть. Инициатива перешла от старшего поколения музыкантов к младшему, жаждавшему заявить о себе. Такие как я, мы любим Джеймса Брауна и нам нравятся ваши "фанки-бирюльки" и мы врубаемся в в весь ваш американский багаж. Нам не нравилось больше играть этот медленный ритм SKA. У молодых музыкантов был другой ритм - теперь пришло время Rock Steady! Давай, давай, давай! Пошел, пошел, пошел! Ду-ду-ду-ду-ду ... Rock Steady знаешь как прет по-утру!"
"One Drop" Style
Реггей играется в размере четырех четвертей (4/4), при этом акцентируются слабые 2-я и 4-я доли в отличае от массы популярной музыки. Стиль игры "one drop" ("пропуск сильной доли") определяется ритм-секцией ( ударные и бас-гитара). Вместо ожидаемого удара большого барабана на 1-ю и 3-ю долю, первая пропускается, а малый барабан акцентирует 3-ю долю. Бас-гитара акцентирует 1-ю сильную долю, однако тоже может и пропустить ее, при этом хай-хэт может акцентировать 1-ю долю. Можно сказать иначе: малый и бочка ирают третью долю, а хай-хэт играет ритмический рисунок с возможным акцентом на первой доле.
Dance Hall
Так называются дискотеки или танцплощадки на Ямайке. Говорят, что однажды побывав на этих "танцах", поймешь о реггей больше, чем за годы прослушивания этой музыки в домашних условиях. Именно здесь встречаются и взаимодействуют между собой публика и музыкальный бизнес. Здесь определяются стили и направления. Не знаю, сам там никогда не бывал.
Dance Hall - название одного из ведущих направлений в современной ямайкской музыке.
Rasta Patois - Russian Dictionary
A: предлог to, как в 'go a shop' (исп.)
ACCOMPONG: сущ., западно-африканское верховное божество Тви; Воин, предводитель марунов, Капитан Аккомпонг, брат другого воина - Cudjoe. Название селения на Ямайке, где живут маруны.
ACKEE: сущ., афр. плодовое дерево, завезенное на Ямайку в XVII веке (от ankye (Тви) или akee (Кру).
ADONAI: Jah Rastafari, Отец Творения, в своем 72-м пришествии во плоти - Selassie I.
A DOOR: outdoors, на улице.
A GO: going to do - с глаголом выражает намерение что-либо сделать, как в "me a go tell him".
AGONY: ощущения во время занятий сексом
AKAN: западно-африканское племя, от которого происходит большинство современных чернокожих ямайкцев.
AKETTE: один из трех барабанов, используемых в церемониях Niyabinghi.
ALIAS: прил. опасный, бешеный (городской жаргон)
AMHARIC: амхарский - язык древней Эфиопии
AN: than, чем
ANANSI / ANANCY: паук Ананси герой западно-африканских сказок, ловкач и проныра, способный перехитрить даже само верховное божество. Эти сказки были привезены африканцами с Золотого Берега (Гана) и рассказывались на трех диалектах языка тви.
APPRECILOVE: ценить, 3.14дорожить
ARGUMANT: рассуждение промеж Братии.
ARMAGEDDON: Армагеддон - предсказанная в Библии решающая битва между добром и злом, грядущая в конце времен
ASCENDANT: потомок (вместо негативного, низводящего "descendant")
ASHAM: сушеная подслащенная и молотая кукуруза. От asiam (тви).
BABYLON / BABILAN: 1) библейский символ греха и обмана; 2) коррумпированный истэблишмент, "система Церковь и Государство"; 3) полиция, полицейский
BAD: good, great - хороший, клевый
BADNESS: хулиганское поведение, бессмысленная злость
BAFAN: неуклюжий, неловкий, неудобный
BAFANG: ребенок, не научившийся ходить после - 2-х лет
BANG-O-WIRE: предатель, изменник
BALMYARD: место, где совершаются обряды pocomania, проводится лечение, накладываются или снимаются чары
BAKRA: белый рабовладелец, представитель правящего класса в колониальный период. (back raw исполосованная спина), которую он угощает кнутом.
BALD-HEAD / BALDHEAD: "правильный" человек; человек без dreadlocks; тот, кто работает на Babylon.
BAMBA YAY: вскоре (by and by)
BAMBU: сигаретная бумага
BAMMY: блины из кассавы, натертой и отжатой для удаления горького сока
BANDULU: бандит, преступник; человек, живущий обманом
BANDULU BIZNESS - рэкет, мошенничество
BANGARANG: шум, крик, беспорядок, беспокойство
BANKRA: большая корзина, в т.ч. такая, которую навьючивают на ослов
BANS: много, большое количество, уйма
BASS: один из барабанов NIYABINGHI, большой громоподобный барабан.
BAT: муха или моль
RAT-BAT: летучая мышь
BATTY: дно; задняя часть; задница
BATTYBWOY: гомосексуалист
BEAST: полиция, полицейский
BEX: гл., раздражать; прил., раздраженный (от vex)
BHUTTU / BUHTUH: неотесанный, несовременный, некультурный человек
BINGHI / BINGHIMAN: 1) уменьшительное от NIYABINGHI RASTAFARI 2) одна из форм обращения к брату растафарианцу [см. также IYAH]
BISSY: орех кола
BLACK UP: курить ganja. Вопрос: "You black up today?", означает "Ты курил сегодня?"
BLESS-IN: производное от "blessing" (см. вступительную статью)
BLIND: (букв. "слепой") грешный; греховное состояние - невозможность узреть Свет JAH.
BLOOD CLOT / RAS CLOT / BUMBA CLOT: бранные слова
BLY: шанс, "must get a bly" - "должен найти возможность"
BOASIE: прил. заносчивый, тщеславный, нарочитый, крутой
BOBO / BUBU: дурак
BOCKRA: белый человек
BOONOONOONOOS: прил., превосходный
BOX: дать пощечину, ударить по физиономии
BRAA / BREDDA: брат
: небольшая прибавка, "добавка" к обеду. На концертах стало означать "на бис!"
BRAIN FOOD: ганджа, марихуана, конопля - "пища мозгов"
BREDREN / BREDRIN: (от староангл. brethren - братия) Братия Растафари
BRINDLE: сердиться
BRINKS: мужчина, снабжающий женщину деньгами, добытчик, от bring (приносить)
BUBBLING: - характерное для музыки реггей звучание клавишных, напоминающее бульканье
BUCKY: самодельное ружье
BUD: птица bird
BUFU-BUFU: толстый, распухший, отвисший (живот или губа); очень большой, неуклюжий, неповоротливый
BUGUYAGA: неряха, оборванец, бродяга или нищий
BULL BUCKA: задира, хулиган
BULLA: булочки или маленькие пирожки из сладкого теста, на Ямайке они - повсюду
(to get) BUN: переспать с мужем/женой или другом/подругой человека
BUMBO: дно, тыльная часть.
BUNGO: уничижительное прозвище. Грубый, злой, невежественный, невоспитанный человек. На языке хауса bunga - мужлан, простофиля
BUNGO-BESSY: непристойное поведение женщины, вертихвоство
BUNKS: налететь на кого-л., столкнуться с кем-либо, от bounce (удар)
BUNKS MI RES - присядь, отдохни
BUSHA: надсмотрщик
BWOY: мальчик, парень (boy)
CAESAR: деньги. "...итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу." (ЛУКА, 20.25)
(the) CAT: женские половые органы
CARD: гл., обмануть кого-л.
CARRY GO BRING COME: болтовня, сплетни
CEASE & SEKKLE: "брось это все и расслабься"
CERACE: виноградная лоза - имя нарицательное - "кислятина".
CHA! или CHO!: уничижительное присловье, ("фи! фу! тьфу!"), выражает нетерпение, досаду
CHAKA-CHAKA: неопрятный, растрепанный, нечистоплотный
CHALICE, CHILLUM или CHALEWA: трубка для общинного раскуривания, обычно сделанная из кокосовой скорлупы и трубочки
CHEAP: дешевый, хороший
CHIMMY: ночной горшок
CHURCH: Растафарианская теократическая ассамблея NIYABINGHI.
CHURCHICAL: во всей полноте Веры и Духа.
CHURCH TRIUMPHANT: храм, тело человека, в котором он пребывает на земле
CLAP: удача, прорыв, шаг вперед
CLOT: 1) подтирка (cloth) - обычная составная часть ямайских бранных слов (bumba clot и т.п.) Надо заметить, что ямайкцы в брани предпочитают всякие мерзости, богохульству или сексизму, что наоборот характерно для метрополии (имеется ввиду Британия). 2) ударять (от clout)
COCO: похожий на картофель съедобный корень, также называемый taro или eddo, завезен на Ямайку с островов южной части Тихого океана. Не имеет никакого отношения к какао.
COIL: деньги
COME DUNG: (come down) приходить и т.д., готовиться (например, готовиться сыграть музыку)
COME EEN LIKE: казаться, быть похожим
CONTROL: контролировать, отвечать за что-л., владеть, брать
COO'PON: Смотри! Look upon!
COO YAN: Смотри сюда! Look here!
COOL RUNNINGS: приветствие типа "все в порядке"
COOLIE: 1) традиционный ямайский эпитет для индусов. Никогда не употребляется по отношению к ямайцам китайского происхождения. Обычно употребляется в сл. сочетании: coolie-man или coolie-oman. В наши дни считается не более вежливым, чем слово 'nega' - 'негр', однако по-прежднему широко употребляется в сельской местности; 2) сущ., (городской жаргон) ганджа.
CORK UP: битком набитый, переполненный
CORN: 1) марихуана; 2) деньги; 3) пуля
COTCH: гл. (cotch up) поддерживать что-л., подпирать, напр., рогатиной; обдумывать что-л.; временно помещать; to beg so a cotch - просить кого-л. н-р подвинуться и освободить место на сиденье автобуса или скамье; или означает просьбу временно побыть где-то
COTTA: тюрбан из материи или листвы, надеваемый на макушку, чтобы мягче было нести тяжесть на голове
COVENANT: (завет) еще одно название для dreadlocks, которые скрепляют Завет между Растафарианами и Всемогущим.
CRAB: сущ., краб; гл., царапать, скрести
CRAVEN: жадный, алчный
CRIS: crisp - свежий; часто употр. по отн. к чему-л. новенькому, блестящему, "с иголочки"
CRISSARS: свежий, новый
CROMANTY: прил. от "Corromantee", чернокожие с Золотого Берега, известны своим непреклонным духом
CROSSES: заботы, неприятности, злоключения, неудачи, невезение
CROWN: Короной Растафари называют и локоны дреда (dreadlocks) и шапку, которая их скрывает (см. TAM).
CRUCIAL: серьезный, значительный, "крутой", дред.
CUBBITCH: скупой, завистливый
CUDJO: сущ., имя знаменитого воителя марунов; означает "рожденный в понедельник"
CULTURE / KULCHA: принадлежащий или относящийся к "корневым", исконным ценностям, африканская культура, культура I&I Rastafari
CUSS-CUSS: скандал, ссора с обилием брани
CUT YAI: (to cut your eye at smbd) - обычный способ выражения презрения, когда человек ловит взгляд другого, а затем отводит глаза с выражением пренебрежения, желая бросить вызов
CUTCHIE / CHALICE: ритуальная трубка, используемая в Растафарианской церемонии раскуривания "силой". Трубка Мира для медитации и просветления.
CYAAN: (cannot, can’t) выражает невозможность совершения какого-либо действия
D.J.: тот, кто поет или "скэтирует" под музыку "даб", иногда называемой ‘toasting’
DAAL: дробленые бобы, обычно в виде густого супа (индийская кухня)
DADA: отец
DALLY или DOLLY: совершать зигзагообразные движения на колесах или пешком, петлять на велосипеде или мотоцикле
DAN: чем (than)
DAN DADA: старший среди DON’ов.
DARKERS: солнечные очки
DASHEEN: большой, мягкий, похожий на ямс корнеплод. В пищу употребляются "вершки", а не "корешки"
DAWTA: девочка, женщина, подруга, "сестра" (от daughter)
DEADWOOD: (‘w’ не произносится) человек, который "не может", импотент
DEDDERS: ("мертвечинка") мясо. Многие Растафариане, следуя предписаниям, потребляют исключительно ITAL - пищу натуральную, свежую и животворную.
DEESTANT: decent - славный, хороший, приличный
DEGE или DEGE-DEGE: прил., маленький, скудный, жалкий, единственный, как в ‘two dege-dege banana’
DEH: there - там
DEY: гл., быть, существовать, как в ‘no yam no dey’ (эве или тви de - быть)
DI: the (определенный артикль)
DINKI: традиционный танец на похоронах и бдениях в течении "девяти ночей", в настоящее время популярен среди школьников
DIS или DIS YA: this - этот, -о, -а
DJEW: гл. (rain a djew) или сущ. (djew rain) - легкий дождь или изморозь
DOGHEART: особенно злой и жестокий человек
DON: уважаемый человек, хозяин положения
DONNA / DAMSEL: девочка или девушка.
DON GORGON: выдающийся "дред"
DONKYA: беззаботный, небрежный, лишенный честолюбия человек (от ‘don’t care’)
DOONDOOS: альбинос
DOWNPRESSOR: угнетатель, тиран (вместо англ. oppressor). Этим словом подчеркивается то, что угнетается народ.
DOWNSTROY: повергнуть и разрушить (от pull down+destroy).
DRAW CARD: гл., обманывать кого-л.
DREAD: 1) "dread", убоявшийся Бога"; 2) растафарианец с dreadlocks; 3) нечто серьезное (мысль, вещь, опасная ситуация или человек)
DREADLOCKS: "дреды" - страшные локоны" 1) волосы, которые не стригут и не причесывают давая им возможность (если они вьющиеся) свободно принимать такую форму, какую Бог даст; 2) растафарианец с такими локонами
DREADY: дружеское обращение к приятелю-раста
DUB: "корневая" электронная музыка, результат искусного пересведения звуковых 3.14дорожек с добавлением всеразличных эффектов.
DUCK-ANTS: белые муравьи или термиты
DUKUNU: сладкие клецки из кукурузной муки, которые заворачиваются в листья и варятся
DUNDUS: альбинос
DUNGLE: легендарные трущобы западной части г. Кингстона (столицы Ямайки), окруженные свалкой гниющих отбросов, в настоящее время приведены в порядок, (от англ. dunghill - навозная куча)
DUNZA / DUNZAI / DUNS: деньги, вавилонский презренный металл, используемый для купли и продажи творений Бога и держащий таким образом человека в рабстве у того, что блестит, не являясь золотом.
DUPPY: дух, призрак
DUTCHY: голландский горшок для приготовления пищи, низкий, круглодонный тяжелый горшок
EARTICAL: энергии вибрации материального Творения.
EASE-UP: прощать, облегчать(ся)
ELIZABITCH: (Elizabeth + bitch - сука) Её Королевское Величество Елизавета Анг-лийская, "символический" угнетатель (downpressor) Чёрного человека и вообще цвет-ных народов. Главная носительница энергии Вавилонской Блудницы, правящей всеми угнетёнными народами.
ESHO / ISHO: вода на языке Марунов.
EVERLIVING: более позитивное и живое living производное от ever-lasting
EVERYTHING COOK & CURRY: все хорошо, все предусмотрено
FALLA FASHIN: подражатель
FATHER / FADDA: Отец и Создатель
FARI: JAH, ласкательное от TAFARI
FAS': (to be fast with) - быть грубым, нахальным, вмешиваться в чужие дела, быть развязным, выпендриваться
FASSY: 1) напоминающие экзему шершавые язвы на коже; 2) гл., чесаться до болячек, исцарапаться
FAYVA: (to favour) - 1) одобрять, отдавать предпочтение; 2) быть похожим, напоминать. "Fayva like" = "Кажется, будто"
FE: инфинитивная частица to, напр. "have fe go" = "have to go"
FEEL NO WAY: не обижайся, не огорчайся, не волнуйся
FENKY-FENKY: (от finicky) привередливый, гордый, заносчивый
FENNEH: гл., чувствовать физическое недомогание, боль, (тви fene - стошнить) Fante fena - быть озабоченным; lumba feno - падать в обморок
FI: притяж. частица "fi me" - мне
FIESTY: бесстыдный, нахальный
FIRE / FIYAH: (огонь) Растафарианское приветствие, призывающее огонь небесный для очищения творения. Также испоьзуется Растафарианами для напоминания неправедным об огне небесном, который поглотит их, если они не обратятся к добру и не станут на путь праведный.
FIRSTLIGHT: завтра
FIRSTNIGHT: прошлой ночью.
(HIM A) FISH: гомосексуалист
FIT: (об овощах и фруктах) зрелый, готовый к сбору, хотя и не обязательно спелый
FIYAHMAN: Растафариане, Народ Пламенный, призванный соучаствовать Творцу в очищении народов священным огнём и освобождении творения от всего зла, чтобы построить затем мир иной.
FOO-FOO: глупый, дурацкий (foolish)
FORIVER / FORIVA: навсегда
FORWARD: 1) идти, двигаться, отправляться; 2) в будущем
FRONTA: лист табака, в который заворачивается марихуана для курения
FRUNTO: табак
FUCKERY: неправильный, нечестный
FULLNESS, TO THE FULLNESS: совершенно, абсолютно, полностью, целиком. "in the fullness" - состояние целостности, полноты.
FUNDE: один из трех барабанов NIYABINGHI.
FUNDS: деньги
GAAN TO BED: наречный оборот, после глаголов "нравиться" или "любить", имеет превосходное значение, может употребляться в любом контексте, напр., "I love hafu yam gaan to bed"
GANJA: ямайское название сорта марихуаны, растущей на острове, производное от названия реки Ганг (Ganges); есть поверье, что именно индусы завезли ее на Ямайку.
GANSEY: футболка, любая вязаная рубаха
(to) GET SALT: когда человеку мешают, когда его преследуют неудачи
GATES: дом, двор
GENERAL: бездушный делец (cool operator)
GIG: крутящийся волчек
GINNAL: сущ., мошенник, жулик, типа паука Ананси, героя одноименных западно-африканских сказок
GLAMITY: женские гениталии
GORGON или (DON) GORDON: выдающийся "dread", уважаемый человек
GOVERNMANT: правительство (от government). В словах, несущих вибрации "men / mental" окончания обычно меняются на "man / mantal".
GRAVALICIOUS: жадный, алчный (от avaricious - алчный и grave - могила)
GRINDSMAN: человек, проявляющий доблесть в постели
GROUNATION: церемонии NIYABINGHI cобравшихся пред лицем JAH
GROUND: дом, двор
HACKLE: торопить, беспокоить, волновать, "доставать", как сущ. - hackling
HAFFI: (to have to ...) - надо сделать ...
HAIL: Растафарианское приветствие, образованное от имени Императора, Haile.
HARD: превосходный, искусный, мастерский, бескомпромисный
HARPS: (арфы) синоним для обозначения Троицы барабанов NIYABINGHI.
HEAD MAN JANCRO: сущ., канюк-альбинос (птица)
HEARTICAL: положительный, сердечный во всех отношениях, "upful" человек
HEAVENS: (букв. небеса) мозг.
HEETCH: itch - зуд, жажда ч.-л. Таким образом многие слова могли бы быть даны под буквой H, т.к. она прибавляется по желанию ко многим словам.
HERB: трава, марихуана, ганджа, данная Творцом для исцеления народов. Также природные специи в кулинарии и лекарственные травы.
HERB TEA: чай из зелёной неизмельчённой ганджи, который "пьют" Растафари. Применяется для лечения простуд, лихорадок, астмы и для успокоения капризных детей.
HIEZ-HAAD: (ears-hard) - тупой, упрямый, человек, который не может или не хочет слушать
HIES: (ears) - уши
H.I.M.: His Imperial Magesty Haile Selassie I (Его Императорское Величество Хайле Селассие I)
HITEY-TITEY: "сливки общества", высокий стиль (см. также "stoosh")
HOL
Постануть в Facebook
Вконтакте
Одноклассники
Метки »